Вместо снесённого идола с одноимённой центральной площади города предлагают поставить монумент с десятью заповедями. Что это – торжество христианства, компромисс или бессмысленный обмен одного памятника на другой?
После сноса памятника Ленину в Александрии долго не утихали споры о правильности этой затеи, а затем – о том, что должно стоять на месте Ильича на центральной площади города. У каждого свои доводы: от постройки часовни до цветочной клумбы. И каждый по-своему прав. Но все сходятся на том, что на месте монумента должно что-нибудь быть.
Анатолий Трымбач, председатель ГО “Шлях до життя” предложил оригинальную в некотором роде идею – установить памятник в виде двух скрижалей с десятью заповедями. Меня она заинтересовала и хотелось бы поразмышлять вслух, взвесить все “за” и “против”.
Религия
Наверное, многие знают о том, что на месте, где был воздвигнут памятник пролетарскому вождю, был православный собор. Если смотреть на предложение Трымбача в этой плоскости, то добрые христиане увидят в этом торжество справедливости. А я бы назвал это “троллингом”, ведь Ленин был воинствующим атеистом. Чтобы поставить ему памятник, коммунисты разрушили храм. А теперь разрушен сам памятник и христиане могут получить хоть не церковь, но вполне сносную для всех течений вещь – ветхозаветные скрижали с заповедями.
Но мы живём в государстве, где есть не только христиане, а ещё множество других религий и, кстати, те же самые атеисты. Всем ли понравится такой памятник на центральной площади? Нет, не всем. Но! Большинству этот вариант подойдёт. Большая половина александрийцев носит на теле крестики, хоть и навещает церковь от случая к случаю – главным образом на большие праздники. А решает, как известно, большинство.
Компромисс
Может ли памятник с десятью заповедями стать компромиссом в вопросе “что ставить на место Ленина”? Вряд ли. Уверен, многие хоте ли бы “разбавить” религиозную тему чем-то другим – более нейтральным. Взять, хотя бы идею с установкой мемориала погибшим в АТО александрийцам.
Для меня бы компромиссным вариантом был какой-нибудь постамент с шахтёром. Уж кто-кто, а шахтёр или горняк более достойная кандидатура на площади в сравнение с тем же Лениным, заслуги которого для Александрии перечислить довольно трудно, если не сказать – невозможно. И вообще я сторонник увековечивания именно такого плана вещей – не в исторической плоскости, а в гражданской, если хотите – светской.
Те же улицы, называемые именами “мутных” деятелей и других персонажей – это не вариант для современного общества. Нам нужны простые символы и названия – без политики и её подружки истории. Чтобы у будущих поколений не возникало соблазна изменять названия и свергать памятники в угоду конъюнктурным политическим интересам.
“Шило на мыло”?
Если сбор подписей для установки скрижалей завершится успехом и городской исполком даст “добро”, то что в итоге мы получим? Новый памятник, пускай даже очень красивый и с благими намерениями для горожан. Кто может гарантировать, что через некоторое время (пускай, даже через десятилетия) религия не отойдёт на самый последний план и он станет всем мешать?
Да, с одной стороны памятник десяти заповедям – это куда более духовно, чем памятник мумии, которая хранится в Мавзолее. Но с другой стороны, в городе и без того достаточно христианских символов и церквей. Станет ли более духовной молодёжь после установки Скрижалей Завета? Ой, вряд ли. Или станет ли более патриотичным население, если там будет что-то типа памятника Шевченко или казаку Усу? Сомнительно. Поэтому, считаю, всё-таки нужен действительно нейтральный вариант или широкое обсуждение, слушания и т.д.
Мне кажется, в этом вопросе победит (как и всегда) равнодушие горожан. Скрижали? Ну, пускай будут скрижали, абы не Бандера/Ленин/Шевченко. Поэтому, чтобы убедить александрийцев, “Шлях до життя” должен приложить титанические усилия. Молодожёнов только жалко – ведь под скрижали цветы не положишь, так ведь?
Какие молодожены с возложением цветов? Автор жжет)) статья обо всем да ниочем))
Михаил, для Вас открытие, что молодожёны возлагали цветы к памятнику Ленина? Сейчас-то им некуда на площади класть (кроме как возле креста).